Жарасбай СУЛЕЙМЕНОВ: "МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ "
- Автор: Super User
- Категория: новости
Закончился срок полномочий членов общественных советов, которые, соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах», были избраны сроком на три года. На основе внесенных в данный закон дополнений и изменений, сформирован новый состав. В нашей области уже начала свою деятельность структура, созданная решением областного маслихата, и объединяющая 21 человека. О задачах, стоящих перед новым составом и о требованиях, предъявляемых к деятельности Общественного совета, мы попросили рассказать его нового председателя, общественного деятеля и писателя-журналиста Жарасбая Сулейменова.
–Жарасбай Кабдоллинович, примите наши поздравления по поводу избрания Вас председателем Общественного совета. Значит, Вам оказано огромное доверие?
– Спасибо! Да, это действительно высокое доверие. В то же время это большая ответственность. Поскольку, вы сами знаете, сегодня на общественные советы возлагаются масштабные и сложные задачи.
– Не секрет, что в народе по-разному относятся к общественным советам. Говорят, нужны ли они нам, чем они будут заниматься, какие проблемы они могут решать? На самом деле, у нас нет недостатка в разных объединениях и организациях. Можно сбиться со счета, считая количество существующих неправительственных организаций. На этом фоне, чем была продиктована необходимость в еще одной общественной организации?
– На мой взгляд, не следует делать какие-то скороспелые пессимистические выводы. Жизнь сама убедила нас в необходимости такой структуры. Общественные организации, созданные в целях обеспечения широкого участия народных масс в государственном управлении, существовали еще до принятия Закона Республики Казахстан «Об общественных советах» в 2015 году. Но в их деятельности не было системности. Как я уже упомянул, с учетом всех этих обстоятельств, был принят закон, определяющий юридический статус общественных советов, порядок их создания, направленный на реализацию государственной политики, формирование государства, отчитывающегося перед народом, определяющий механизм, который мог бы способствовать широкому участию некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней. Позже, точнее, в 2020 году, обе палаты Парламента внесли в него, исходя из требований времени, ряд важных изменений и дополнений.
Теперь о том, для чего нужны все эти новшества. Речь идет об усилении роли государственных органов и общественных советов при акиматах в разработке стратегических планов и программ регионального развития, с целью достижения целевых индикаторов бюджета, повышения активности общественных советов в обсуждении и реализации нормативно-правовых актов и программных документов, относящихся к соблюдению прав и свобод граждан.
Как показывает практика, закрепление законом статуса и полномочий общественных советов повышает прозрачность принятия государственных решений. Значит, мы с полным основанием можем сказать, что выражение интересов гражданского общества, учет мнений населения при обсуждении и принятии решений государственного и местного значения, развитие процесса взаимодействия центральных, местных исполнительных органов, местных органов самоуправления с гражданским обществом, организация общественного контроля и обеспечение открытости деятельности центральных, местных исполнительных органов и местных органов самоуправления являются основным направлением деятельности общественных советов. Если рассказать более подробно, отныне состав общественных советов будет избираться из числа представителей общества. При этом в их рядах должны быть представители разных социальных слоев. Считаю, что это конкретный и важный шаг, направленный на повышение уровня ответственности и прозрачности в этой сфере.
Первоначально формированием общественных советов занимались акиматы. Но в связи с внесенными недавно в закон изменениями, функция формирования общественных советов на местном уровне передана маслихатам. Все это вселяет уверенность в том, что более тесным станет диалог между властью и обществом, и таким образом, улучшится качество работы.
- В жизни мы сталкиваемся с еще одной реальностью: очень часто даже самые совершенные законы не достигают своей цели. В этих условиях, что могут дать обществу общественные советы?
- Несомненно, со времен принятия закона об общественных советах до сегодняшнего дня накоплен определенный опыт в деятельности этих организаций. В то же время нельзя сказать, что общественные советы в полной мере и эффективно пользуются предоставленными им государством полномочиями, и стали рупором, выразителем интересов простого народа. Нам следует на деле обеспечить более активное участие граждан в работе органов управления. Они должны участвовать в подготовке проекта государственного бюджета, в осуществлении контроля за реализацией решений властей.
- В народе бытует мнение о том, что общественные советы необоснованно вмешиваются в работу маслихатов. Что Вы скажете по этому поводу?
– Общественные советы не дублируют деятельность маслихатов. Маслихат, как уполномоченный орган, занимается вопросами, связанными с бюджетом. Что же касается общественных советов, которые являются консультативно-совещательными, наблюдательными органами, открыто взаимодействующими с государственными органами, то в их компетенцию входит рассмотрение всех вопросов, возникающих в обществе. Особенно важная роль принадлежит общественным советам в качестве механизма, посредством которого существующие на местах социальные вопросы, потребности населения доводятся до сведения представителей власти. В этом отношении общественные советы функционируют достаточно независимо. Думаю, что общественные советы должны стать независимым и важным институтом, благоприятствующим свободе общественного мнения и развитию диалога между властью и народом. Поэтому, надо вовлечь в работу общественных советов наиболее активную часть граждан.
– Как Вы упомянули, в обновленный состав областного общественного совета вошел 21 человек. Способны ли они, на Ваш взгляд, справиться со сформулированными в законе задачами, о которых вы говорили?
– Следует отметить, что формированием нового состава Общественного совета занималась специально созданная рабочая группа. Население информировано о том, что такая работа проводится на конкурсной основе. Те, которые вошли в состав совета добровольно, обязаны пользоваться своими полномочиями в рамках закона. Это не тот институт, где восседая на почетном месте, можно просто судить и рассуждать, заниматься пустословием. Каждый член Общественного совета должен в полной мере осознавать огромную ответственность, которая на них лежит, и, засучив рукава, впрягаться в тяжелую работу. Только тогда Общественный совет станет действительно функционирующей организацией. Конечно, тут многое зависит от умелой организации работы.
- В связи с этим у меня возникает другой вопрос. Мне кажется, в составе возглавляемого Вами Общественного совета мало представителей сельскохозяйственной отрасли. В то же время, в этой сфере накопился целый клубок не распутанных проблем. Каковы пути их решения?
- Вы правильно заметили. Сельская жизнь, как один из главных вопросов, должна всегда находиться в фокусе внимания Общественного совета. Учитывая это, мы намерены создать постоянно действующую комиссию по этой отрасли. В работе комиссии может принять участие любой активный гражданин. Кроме того, мы планируем установить тесные контакты с общественными советами в сельских районах. С этой целью хотим закрепить за каждым членом Общественного совета определенный район. Помимо этих мер, я сам, как председатель Общественного совета, обдумываю поездки в сельские районы, чтобы встретиться с местным населением, с активными представителями общества. Уже сегодня члены нашего совета начали практиковать прием граждан. Для этого разработан специальный график, который направлен в средства массовой информации для ознакомления общественности. Мы ведем свою работу открыто, и готовы сотрудничать со всеми гражданами, которые знают свои права и отстаивают их. Наша сила в нашем единстве. Чтобы быть в состоянии позитивно повлиять на принятие решений исполнительными властями, мы должны работать рука об руку, как одна команда.
– Согласны ли Вы с теми, которые говорят, что в решении социально-экономических вопросов общественные советы находятся на коротком поводке у акиматов?
– Мы должны координировать свою работу с местными органами власти. Важно, чтобы общественные советы показали себя как диалоговая площадка между государством и народом. Мы ведь сегодня говорим о создании, по поручению Президента Касым-Жомарта Кемелулы Токаева, «Слышащего государства», которое должно прислушиваться к голосу народа.
Безусловно, Общественный совет должен, прежде всего, служить народу, чутко реагировать на нужды населения, защищать его интересы, привлечь внимание исполнительной власти к вопросам, требующим решения. Защита интересов гражданского общества, повышение уровня эффективности и гласности деятельности государственных органов, поддержка гражданских инициатив, установление обратной связи между обществом и государством, предупреждение и решение социальных конфликтов, мобилизация населения на борьбу с коррупцией определены как главные задачи общественных советов.
– Поделюсь своими личными наблюдениями. Далеко не каждый в нашем регионе знает, чем занимается областной Общественный совет. Намного громче звучит голос городского Общественного совета…
– Впредь мы будем приглашать на все заседания областного Общественного совета представителей СМИ. При необходимости в заседаниях могут поучаствовать также работники других организаций. Планируем также проводить такие заседания с участием экспертов и аналитиков. Словом, нам нечего скрывать от народа. Заседания общественных советов будут проводиться открыто.
Вы спрашивали о взаимоотношениях между общественными советами и акиматами. Я думаю, что Общественный совет должен служить связующим мостом между народом и властями. Разве плохо, если местные акиматы и начальники начнут выполнять свои обязанности безупречно, наслаждаясь благодарностью народа, а мы, общественные советы, привнесем свой вклад в это благородное дело? Надо направить все силы на то, чтобы наша родная страна процветала. На нас возложена тяжелая ноша. Нас должна объединить общая цель, чаяния и заботы нашего народа.
– Если я Вас правильно понял, в решении предстоящих задач для Общественного совета не должны существовать «наши» и «ваши» обязанности. Не так ли?
– Вы правильно поняли мои слова. Конечно, все должно быть в рамках закона. Но в нынешние сложные времена нельзя расслабляться. Должен быть общественный контроль за государственной службой. О том же постоянно напоминает наш Президент. Скажем прямо, сегодня в нашем обществе немало отчаявшихся людей, не знающих, куда обращаться со своими жалобами и просьбами, в какие двери стучаться. Нам приходится работать и с ними. Общественные советы систематически проводят с ними встречи, принимают их, доводят их пожелания и заявления до соответствующих организаций. В законе указано, что предложения общественных советов подлежат обязательному рассмотрению государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, уполномоченными принимать жалобы и предложения и дать на них обоснованные ответы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Это большая возможность. Только надо правильно пользоваться этой возможностью. Если взаимодействие исполнительной власти и общества станет теснее, от этого выигрывают все.
– Включены ли в состав совета женщины и молодежь?
– Современная молодежь помнит прошлое, и смотрит в будущее. У нее немало нерешенных проблем. В составе Общественного совета есть и представители молодежи. Мы ожидаем от них активной деятельности. Они могут, вместе со своими сверстниками, поднимать вопросы, относящиеся к молодежной жизни, в частности, проблемы обеспечения молодых семей жильем, трудоустройства молодых специалистов, выступать инициаторами общественно значимых дел. В целом, деятельностью общественных советов охвачены все слои населения. Это открытая площадка, созданная для обсуждения злободневных вопросов нашего общества.
– Каковы Ваши планы на предстоящий период?
– Как Вам известно, недавно прошло первое заседание областного Общественного совета. На нем были рассмотрены в основном организационные вопросы. Но уже начали поступать предложения от членов Общественного совета относительно предстоящей работы. Мы их рассмотрим, изучим, проанализируем и наиболее актуальные из них включим в план работы. Не менее важно тут осуществление контроля за исполнением плана и принятых решений. Нам предстоит найти действенные механизмы в этой работе и ввести их в практику.
Беседовал
Сагындык МАУГАЗИН
«Синим» - зеленый свет
- Автор: Super User
- Категория: новости
Решение о снятии ограничительных мер по посещению заведений принято на заседании межведомственной комиссии по нераспространению коронавирусной инфекции 17 февраля. Послабления коснутся не только работы бизнеса, но и населения.
НПП «Атамекен» неоднократно выступала на МВК с предложением снять ограничения для казахстанцев с «синим» статусом в приложении Ashyq для свободного перемещения.
В ходе заседания приняты предложения:
- разрешить в «зеленой» и «желтой» зонах санэпидобстановки посещать заведения лицам с «синим» статусом без ограничений;
- в «красной» зоне разрешить посещение заведений лицам с «синим» статусом, но с сохранением ограничений по заполняемости 70%;
- снять все ограничения для бизнеса в «желтой» зоне.
В ноябре 2021 года Нацпалата совместно с бизнесом провела анализ посещаемости, который показал, что около 23% посетителей имеют «синий» статус. Аналогичное исследование в январе 2022 года показало, что в среднем в сутки фиксируется 15 посетителей с «желтым» статусом, 713 посетителей с «красным» статусом, 65 180 посетителей с «синим» и 397 815 посетителей с «зеленым» статусом, то есть «синих» в шесть раз меньше, чем «зеленых».
«Мы неоднократно выходили на межведомственную комиссию с предложением разрешить посещения ряда объектов не только лицам с «зеленым», но и с «синим» статусом. Прямого влияния на борьбу с коронавирусом это не оказывает, но имеет негативный эффект для бизнеса. Люди с «синим» статусом - это неболеющие. Мы благодарны главному госсанврачу, министру здравоохранения и членам МВК, что поддержали наши предложения, мы совместно с бизнесом ждем нового постановления главного госсанврача с изменениями», - отметил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев.
Также в ходе заседания комиссии принято решение снять ограничения (80%, 50% и 30%) во всех трех зонах для организаций и офисов, работающих в офлайн - режиме. Сняты ограничения по работе ТРЦ, торговых домов, торговых сетей (непродовольственных) с торговой площадью свыше 1000 м2, торговых сетей (продовольственных) с торговой площадью свыше 6000 м2, бассейнов, игровых, ночных клубов, караоке.
Разрешено проведение выставок, марафонов, спортивных, торжественных, памятных, семейных мероприятий (банкеты, поминки), конференций, форумов, зрелищных, коллективных богослужений и других мероприятий с массовым скоплением людей.
Сняты ограничения по заполняемости для детских развлекательных центров, лотерейных клубов и букмекерских.
Для населения будет отменено обязательное ПЦР - тестирование для въезжающих в страну граждан РК, прошедших ревакцинацию или получивших полный курс вакцинации против COVID - 19, если после получения второго компонента прошло не более шести месяцев;
разрешен въезд гражданам иностранных государств, с которыми имеется взаимное признание паспортов вакцинации без ПЦР- теста;
отменена изоляция контактных на домашний карантин, при отсутствии симптомов заболеваний (исключение из проекта «Ashyq» «желтого» статуса).
Разрешено использование вакцины «Pfizer» для ревакцинации лиц с особенными потребностями (инвалиды всех групп) и лиц старше 50 лет; для вакцинации инвалидов всех групп, завершения курса вакцинации (вторая доза) лиц, получивших первый компонент за пределами Казахстана.
Изменения вступят в силу после принятия соответствующего постановления главным государственным санитарным врачом.
«Северный Казахстан» №21 (25512)
от 19 февраля 2022 года
Оказание государственной адресной социальной помощи
- Автор: Super User
- Категория: новости
Адресная социальная помощь (АСП) – это выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям), чей месячный среднедушевой доход не превышает черту бедности. Черта бедности по Северо-Казахстанской области на 1 квартал 2022 года составляет 26 013 тенге.
Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.
Адресная социальная помощь оказывается в виде безусловной денежной помощи и обусловленной денежной помощи. Безусловная денежная помощь оказывается:
1) одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с достижением пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
- инвалидностью первой или второй группы;
- наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;
2) малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.
Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одинокопроживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), в том числе физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации, за исключением лиц (семей), указанных в пункте 4 настоящей статьи. Заключение социального контракта является обязательным условием для назначения обусловленной денежной помощи.
Гарантированный социальный пакет предоставляется малообеспеченным семьям из числа получателей безусловной или обусловленной денежной помощи:
-имеющим детей в возрасте от одного до шести лет, — на период назначения адресной социальной помощи;
-имеющим детей в возрасте от шести до восемнадцати лет, обучающихся в организациях среднего образования, — в период соответствующего учебного года.
Прекращение выплаты безусловной или обусловленной денежной помощи не является основанием для прекращения предоставления гарантированного социального пакета семьям.
Адресная социальная помощь не назначается:
1) лицам (семьям), не являющимся малообеспеченными;
2) семье, трудоспособный член которой, за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящей статьи, отказался от участия в мерах содействия занятости, — в течение шести месяцев со дня отказа от участия в мерах содействия занятости;
3) лицу (семье) в случаях расторжения ранее заключенного социального контракта и (или) неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по вине получателя — в течение шести месяцев, предшествующих обращению за назначением адресной социальной помощи;
4) лицам (семьям), представившим заведомо ложные сведения и (или) недостоверные документы для назначения адресной социальной помощи, — в течение шести месяцев со дня их представления;
5) лицам (семьям), которые согласно заключению участковой комиссии, подготовленному по результатам обследования их материального положения, не нуждаются в предоставлении адресной социальной помощи.
Для получения консультации или подачи заявления на назначение адресной социальной помощи необходимо обращаться в акимат сельского округа по месту жительства или в Центр занятости населения, находящийся по адресу: с. Новоишимское, ул. Ленина, 2, тел. 51-6-45, 51-2-82, электронная почта Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Н. МЕЙЗЕР,
заведующая сектором
по социальным программам отдела
занятости и социальных программ