Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Май 2025 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Материалы

КАСАТЕЛЬНО ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Система обязательного социального страхования (система) в Казахстане является дополнительной формой социального обеспечения работающего населения.

Система основана на принципе ограниченной солидарности - уплата социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) производится за работающее население. При этом получателями социальных выплат являются лица, за которых поступили социальные отчисления в ГФСС и у которых наступил случай социального риска.

Согласно законодательству, система охватывает следующие социальные риски:

-утрату трудоспособности;

- потерю кормильца;

- потерю работы;

- беременность и роды, усыновление (удочерение) новорожденного ребенка (детей);

- уход за ребенком по достижении возраста полутора лет.

Важно понимать, что социальные выплаты не являются заработком работника, это форма социальной поддержки в период наступления социального риска.

Таким образом, социальные выплаты предназначены для решения социальных вопросов, исключая возможность обогащения отдельных недобросовестных лиц за счет системы.

В настоящее время по республике система охватывает более 6,8 млн. человек, по итогам 2024 года социальные выплаты получили порядка 1,4 млн. человек на сумму 958 млрд. тенге.

В структуре выплат основная доля приходится на выплаты, связанные с материнством и детством. Ежегодно на эти цели расходуется более 82% от общего объема выплат из Фонда.

При этом предусмотрены две долгосрочные социально-значимые выплаты - по случаю утраты трудоспособности и потери кормильца. Помимо долгосрочных выплат существует поддержка при потере работы.

Напомним, что ранее проверочными мероприятиями ГФСС были установлены факты «фиктивных» трудовых отношений, когда субъекты предпринимательства не подтвердили трудовые отношения с обратившимися за назначением социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами.

Во многом причинами подобных фактов явилась распространенная практика искусственного завышения дохода отдельными беременными женщинами перед наступлением социального риска по беременности и родам (перед датой выдачи листа временной нетрудоспособности по беременности и родам) посредством уплаты социальных отчислений от нескольких плательщиков за одни и те же периоды, при отсутствии фактических трудовых отношений.

Принятые изменения предусматривают:

- ограничение среднемесячного дохода до 7 МЗП при расчете размера социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами вне зависимости от количества работодателей;

- исключение из расчета социальных выплат по случаям потери дохода в связи с беременностью и родами, ухода за ребенком социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков.

Реализация данных изменений призвана уменьшить возможность искусственного завышения застрахованного заработка и обеспечения социальной справедливости.

Дополнительно сообщаем, что для женщин, чей реальный среднемесячный доход превышает установленный лимит, предусмотрена возможность получения дополнительных выплат. Согласно Трудовому кодексу РК, работодатель может оплачивать отпуск по беременности и родам с сохранением средней заработной платы — за вычетом суммы, выплаченной из ГФСС. Это может быть предусмотрено трудовым или коллективным договором, и если такого положения нет, работник вправе инициировать его включение в данные документы (пункт 3 статьи  71 Социального кодекса и пункт 4, статья 99 Трудового кодекса).

А.ЖУНУСОВА,

директор филиала

АО «Государственный фонд социального

страхования» по СКО