Поиск

Социальные сети

Погода

Партнеры

<< < Май 2025 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

ПРАВО АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ, ПРИНЕСЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ ХОДАТАЙСТВ ПРОКУРОРАМИ НА СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ

Согласно части 2 статьи 401 ГПК, право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам, другим лицам, участвующим в деле. Территориальное подразделение государственного органа реализует право апелляционного обжалования решения суда с обязательным согласованием вышестоящего органа.

В целях исключения формального подхода к процедуре обжалования судебных актов Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства и развития институтов внесудебного и досудебного урегулирования споров» от 20 декабря 2021 года в нормы статей 401, 435 ГПК внесены изменения и дополнения.

Согласно внесенным поправкам, территориальные подразделения государственных органов реализуют право на подачу апелляционных жалоб и кассационных ходатайств об оспаривании судебных актов, предусмотренных частью первой статьи 434 ГПК, с обязательным согласованием вышестоящего органа.

Согласно Типовому положению о юридической службе центрального и местного государственного органа (далее – Положение) и новому Алгоритму рассмотрения запроса о согласовании права апелляционного обжалования решения суда или права на подачу ходатайства об оспаривании судебных актов, предусмотренных частью первой статьи 434 ГПК (далее – Алгоритм), утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2006 года №1072, для гражданского судопроизводства согласование осуществляется в следующем порядке:

1) ведомства центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

2) территориальные подразделения центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

3) территориальные подразделения ведомств центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими ведомствами центральных государственных органов;

4) территориальные подразделения территориальных департаментов осуществляют согласование с соответствующими территориальными департаментами центральных государственных органов;

5) исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета, образованные акиматом соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), осуществляют согласование с соответствующим акимом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) или иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящего алгоритма;

6) акимы района осуществляют согласование с соответствующим акимом области;

7) акимы района в городе осуществляют согласование с соответствующим акимом города, города республиканского значения или столицы;

8) акимы города районного значения, сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, осуществляют согласование с соответствующим акимом района.

Требования по согласованию не распространяются в случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства об оспаривании судебных актов самими центральными государственными органами, акимами областей, городов республиканского значения, столицы, органами прокуратуры Республики Казахстан, в том числе ведомствами и учреждением образования органов прокуратуры, ведомствами Комитета национальной безопасности, Национальным Банком Республики Казахстан, а также филиалами, представительствами, ведомствами и организациями, составляющими единую структуру Национального Банка Республики Казахстан.

Запрос о согласовании права апелляционного, кассационного обжалования судебных актов, предусмотренного частью первой статьи 434 ГПК (далее - запрос), направляется в письменной форме за подписью руководителя соответствующего органа либо лица, его замещающего.

К запросу прилагается проект жалобы, ходатайства о пересмотре судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях в порядке, оформленном в соответствии с требованиями ГПК, а также судебный акт, подлежащий обжалованию.

Запрос рассматривается юридической службой или иным структурным подразделением согласующего органа в случае необходимости с привлечением отраслевых структурных подразделений на предмет наличия оснований, предусмотренных законодательством по обжалованию решения суда.

Юридическая служба или иное структурное подразделение согласующего органа вносят предложение о согласовании права апелляционного или кассационного обжалования судебного акта или отказе такого согласования руководителю согласующего органа или иному лицу в соответствии с пунктом 8 настоящего алгоритма.

Решение о согласовании принимается первым руководителем административного органа (либо лицом, его замещающим). Допускается согласование с заместителем первого руководителя или руководителем аппарата административного органа (либо лицом, его замещающим), курирующим юридическую службу, с приложением подтверждающих документов (приказ о назначении, возложении и распределении функциональных обязанностей).

Лицо, на которое возложены полномочия по принятию решения о согласовании или отказе в согласовании, принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня поступления запроса.

Решение о согласовании или отказе в согласовании направляется органу, направившему запрос, в письменной форме за подписью лица, на которого возложены полномочия по принятию такого решения.

Решение о согласовании в обязательном порядке должно содержать наименование вышестоящего административного органа, наименование суда, изложение предмета иска, решение о согласовании/несогласовании с обоснованием принятого решения.

Суд района имени Габита Мусрепова

УЖЕСТОЧЕНО НАКАЗАНИЕ ЗА ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

15 апреля 2024 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», введен в действие с 16 июня 2024 года.

Цель закона – усовершенствование правовых, экономических, социальных, институциональных и организационных основ государственной политики по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Закон ужесточил наказание за насилие над женщинами и детьми, в том числе в семьях, и направлен на защиту их от абьюзеров.

Среди основных задач Закона: криминализация побоев и умышленного причинения легкого вреда здоровью и побои, ужесточена ответственность за умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью. Для проверки фактов бытового насилия в семьях полиции будет достаточно сообщений в СМИ или на онлайн-платформах.

Введена уголовная ответственность за склонение и содействие в совершении самоубийства, а также за пропаганду самоубийства, уголовная ответственность за приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Существенно ужесточено наказание за похищение и незаконное лишение свободы несовершеннолетнего лица.

Ужесточено наказание за все формы насилия в отношении детей и целый комплекс профилактических мер по борьбе с домашним насилием.

Впервые введена ответственность за травлю (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетних. В целях обеспечения безопасности детей до 16 лет введен запрет на их принудительную высадку из общественного транспорта при отсутствии у них оплаты за проезд.

Согласно изменениям, теперь суды могут устанавливать особые требования к поведению правонарушителя – принудить агрессора к получению психологической помощи, научиться управлять гневом и злостью, запретить контакт с потерпевшим или проживание с ним, даже если квартира принадлежит агрессору.

Предусмотрены новые принципы брачно-семейного законодательства, основанные на укреплении института брака и семьи, отцовства, материнства и детства, в также принцип обеспечения нравственного и духовного воспитания детей в духе уважения к общечеловеческим, национальным, традиционным, культурным и семейным ценностям.

В целом новый Закон усиливает ответственность взрослых, прежде всего родителей, за безопасность детей.

Г.БАЛГАБЕКОВА,

судья суда района имени Габита Мусрепова

НАКАЗАНИЕ УЖЕСТОЧЕНО

Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки направлены на совершенствование правовых, социальных, институциональных и иных основ государственной семейной политики, усиление защиты прав женщин и безопасности детей, ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение их безопасности, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере. Закон, регулирующий вопросы прав женщин и безопасности детей, вносит в Уголовный кодекс следующие изменения:

- запрет на назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено в особенной части Кодекса, при совершении лицами преступлений, связанных с насилием в отношении несовершеннолетних;

- исключается примирение сторон по преступлениям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетних, а также в случаях совершения повторно через год после примирения уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 108-1 ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью") и 109-1 ("Побои") Кодекса; за деяния, направленные на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью, исключается альтернативное наказание в виде ограничения свободы и устанавливается наказание в виде лишения свободы;

- устанавливается наказание в виде пожизненного лишения свободы за убийство малолетнего лица (статья 99 УК), совершение изнасилования в отношении малолетнего (статья 120 УК) и за насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего (статья 121 УК) путем исключения других альтернативных мер наказания, предусмотренных в действующих нормах УК; вводится ответственность за приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста; устанавливается наказание за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства;

- вводится новая статья, устанавливающая особые требования к поведению лица, совершившего уголовное правонарушение, применяемые судом;

- уголовная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои путем их перенесения из КоАП в УК.

С.ОРАЗАЕВА,

инспектор по защите женщин от насилия, капитан полиции ОП района имени Г.Мусрепова

ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

С 16 июня 2024 года действует Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».

Законом введены нормы, ужесточающие ответственность за любые проявления насилия в отношении женщин и детей, а также призванные укрепить институт семьи, безопасность несовершеннолетних.

Так, статья 108-1 Уголовного кодекса предусматривает, что умышленное причинение легкого вреда здоровью наказывается штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов, либо арестом на срок до 50 суток.

За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, по ст.109-1 Уголовного кодекса предусмотрено наказание в виде штрафа до 80 МРП либо исправительных работ в том же размере, либо привлечения к общественным работам на срок до 80 часов, либо арест на срок до 25 суток.

Исключена возможность примирения сторон по уголовным правонарушениям, предусмотренным статьями 108-1 и 109-1 Уголовного кодекса, в течение срока давности привлечения к уголовной ответственности, после освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон за ранее совершенное уголовное правонарушение.

Закон направлен на совершенствование правовых, социальных, институционных и иных основ государственной семейной политики, усилие защиты прав женщин и безопасности детей, ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение их безопасности, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере.

Прокуратура района им. Г.Мусрепова

ЕВРОПРОТОКОЛ ПО УПРОЩЕННОМУ ПОРЯДКУ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ

С 1 января 2024 года введен упрощенный порядок урегулирования страховых случаев - Европротокол.

Основным преимуществом Европротокола является упрощенное оформление документов о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), которое осуществляется без участия сотрудников полиции и решения суда.

Европротокол применяется, когда есть совокупность следующих обстоятельств:

1. В ДТП участвуют только два транспортных средства;

2. У участников ДТП есть действующая страховка: обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;

3. В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам участников ДТП (отсутствуют потерпевшие, которым причинен вред жизни и здоровью, не пострадало имущество третьих лиц);

4. У участников ДТП отсутствуют разногласия по поводу того, кто является виновной стороной, а кто пострадавшей;

5. Предельная сумма ущерба до 100 МРП – с 1 января 2024 года 369 000 тенге.

Если ДТП соответствует данным критериям, то участники аварии через специальное приложение в мобильном телефоне могут зарегистрировать страховой случай и подать документы для получения страховой выплаты.

Европротокол составляется, если нет спора.

Для информирования населения и расширения применения Европротокола, суд района имени Габита Мусрепова предлагает ознакомиться с Памяткой по упрощенному порядку урегулирования страховых случаев – Европротокола.

Суд района имени Габита Мусрепова