СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

В современном обществе одной из наиболее актуальных проблем является социальное развитие детей с инвалидностью. Родители обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью. Дети с инвалидностью воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах.

Главная проблема ребёнка с инвалидностью заключается в нарушении его связей с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Кроме того, с раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Эта проблема занимает очень важное место в работе социального работника по уходу за детьми с инвалидностью, так как несет отрицательное воздействие на социализацию ребенка. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность социального работника направлена на специальное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:

-обучение детей в объединениях по интересам на дому;

-психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

-построение адекватного педагогического процесса;

-индивидуально-личностный подход;

-выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;

-оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;

-организацию содержательного досуга.

Помимо этого на процесс социализации ребенка с особыми возможностями влияет его качество жизни, он должен иметь равные со здоровыми людьми возможности. Для этого нужно специально создавать все необходимые условия:

- создание условий для формирования у ребенка уверенности в своих возможностях;

- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге;

- формирование норм нравственного поведения, социальных навыков;

- подбор эффективных методов работы по социализации детей с учетом психологических особенностей детей.

Лица с инвалидностью в нашей стране могут рассчитывать на государственную помощь в виде социальных пособий и выплат, социальную реабилитацию и специальные социальные услуги.

Согласно «Стандарту оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому», утвержденному приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 29 июня 2023 года № 263, в КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области» состоят на учете 9 детей с инвалидностью, из них 7 детей с психоневрологическими заболеваниями и 2 ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Они получают все услуги, предусмотренные перечнем гарантированного объёма специальных социальных услуг, но особое внимание уделяется социализации среди сверстников. Их обслуживают 6 социальных работников.

Б.ШЕГЕБАЕВ,

заведующий отделением

 социальной помощи на дому №3